Современные дети практически живут в цифровом мире. Они без проблем ориентируются в соцсетях, быстро находят информацию, но не всегда могут отличить правду от фейков. Учитель украинского языка и литературы, победитель премии Global Teacher Prize Ukraine 2021 Артур Пройдаков убежден: в украинских школах нужно преподавать основы критического мышления и цифровой гигиены.

Количество мошеннических схем, фейковых новостей и манипуляций в сети ежегодно растет. Люди легко попадают в ловушки из-за отсутствия навыков анализа информации. Вспомните хотя бы смс типа "Привет, проголосуй за мою племянницу! Вот ссылка". Тысячи людей переходят по этим ссылкам и теряют доступ к своим аккаунтам.

смартфон
смартфон

Пройдаков отмечает: если отдельного предмета "Критическое мышление" пока нет, следует интегрировать этот навык в уже существующие дисциплины. "Школа должна быть средоточием развития критического мышления. Учитель может интегрировать его в свой урок, независимо от излагаемого предмета", - объясняет педагог.

Пройдаков на своем примере указывает, как это можно сделать. Например, на уроке украинского языка он приносит три статьи: два из надежных источников, а один из анонимного Telegram-канала. Задача учащихся – определить, какая из них фейковая.

Популярные статьи сейчас
Пенсионерам урежут долгожданные надбавки: кто в зоне риска ТЦК больше не мобилизуют: еще две категории получат бронирование Две платежки, два счета: как украинцы неправильно платят "Нафтогазу" и теряют деньги Пенсионерам установят смехотворные надбавки: требуют принести документы
Показать еще

"Дети читают материалы, анализируют, ищут источники информации. Они быстро видят, что в анонимной новости отсутствуют ссылки на первоисточник, непонятно кто автор, а стиль изложения – манипулятивный", – рассказывает учитель.

Старшеклассники на уроке / фото: inPoland
Старшеклассники на уроке / фото: inPoland

Еще один интересный способ – сравнение текстов, написанных человеком и искусственным интеллектом. "На уроках можно давать учащимся строки теста и спрашивать: что написал чат-GPT, а что – Тарас Шевченко?" – делится Пройдаков.

Пока отдельного предмета нет, и в ближайшие годы он вряд ли появится. Но в 2027 году, когда начнет действовать реформа старшей профильной школы, ситуация может измениться.

Педагоги убеждены: такие навыки необходимо внедрять уже сейчас. "В настоящее время школьная программа этого не требует, и мы немного оторваны от реальности. Но это то, что нужно делать уже сегодня", – отмечает Пройдаков.

Напомним, дистанционное обучение: что учитель может требовать, а что нет

Ранее мы рассказывали, что телефоны являются неприкосновенностью учеников: украинским школам посоветовали искать другие методы дисциплины.

Также, автобус набит детьми: чиновникам указали на опасность нового приказа