Выбор вуза для поступления – непростое дело. И заниматься этим вопросом следует не после сдачи НМТ, а за год-два до окончания школы, советует в своем блоге профориентолог Ольга Полнарева.

Выпускник, фото: Знай.ua
Выпускник, фото: Знай.ua

По словам эксперта, главный вопрос состоит не в том, куда поступать. Главное – определиться с тем, какая профессия будет интересна и подойдет ребенку. Готова ли он этим заниматься если не всю жизнь, то хотя бы в ближайшие 5-10 лет? Представляет ли ребенок, чем на самом деле он будет заниматься, если выберет ту или иную профессию? А уже после ответа на эти вопросы следует выбирать университет (или колледж), потому что это не цель, а инструмент для получения образования в выбранной отрасли.

Ольга говорит о том, что многим кажется, что поступление – это самая главная задача. То есть стоит поступить, а потом уже как-то все будет. Но это так не работает:

К сожалению, многие родители и подростки думают иначе: сначала "поступим", а дальше разберемся. К примеру, если ребенку легче даются языки, чем математика, возникает логическая мысль – поступить на филологию. Но прежде обязательно стоит задать вопрос: "А кем я буду работать после такого образования? Подойдет ли мне эта работа? Устроит ли зарплата?".

Популярные статьи сейчас
Весна мира: когда стихнут сирены и прекратятся взрывы, астрологиня назвала дату завершения войны Деньги найдут на вашей другой карте: как с 1 августа изменится безналичная оплата для всех украинцев Когда закончится пенсия по инвалидности: в Пенсионном фонде дали разъяснение Пенсионерам выплатят надбавки более 600 гривен в июле: кто и как может получить
Показать еще

На самом деле в мире существует множество профессий. Но как из них выбрать именно ту, которая понравится и подойдет?

Во-первых, необходимо определить тип личности ("гуманитарию" будет трудно и неинтересно учиться на тех специальностях, где много технических дисциплин, так что существует большая вероятность того, что ребенок просто бросит обучение).

Во-вторых, нужно понять уровень экстраверсии ребенка. Экстраверту будет трудно работать в тех направлениях, когда все "общение" происходит в основном с таблицами и цифрами, а интраверту будет некомфортно в профессиях, предполагающих постоянное общение с разными людьми.

В-третьих, следует оценить темперамент ребенка и определить его тип мышления. К примеру, из флегматика может получиться хороший бухгалтер, довольный собственной работой, а холерику в таковой профессии будет тяжело. Кроме того, надо понимать, ребенок "организатор" или "исполнитель", то есть нравится ли ему координировать работу, придумывать новые задачи или, наоборот, он стремится действовать по четким инструкциям.

Знакомство с профессиями

На следующем шаге ребенку следует ознакомиться с интересующими его профессиями, подходящими по типу личности и мышления. Только не просто почитать о них, а собрать всю информацию:

  • какие задачи специалист выполняет каждый день;
  • какие навыки и знания ему реально нужны для работы;
  • какие перспективы существуют в выбранном направлении;
  • с чего начинается карьерная лестница.

После этого ребенок уже поймет, что некоторые профессии совсем не такие, какими он себе представлял. Так что круг выбранных вариантов работы станет меньше.

Человек, который устал от работы. Фото: shutterstock
Человек, который устал от работы. Фото: shutterstock

Пробы на практике

Ребенку плохо понять, чем он будет постоянно заниматься на той или иной должности. Попробовать себя на практике можно путём просмотра видеоуроков и выполнения задач (если речь идет, скажем, о программировании). Если ребенок думает о филологии, следует попробовать перевести несколько произведений или дать пару уроков. Если интересует юриспруденция, можно взять реальную ситуацию и досконально разобраться в ней, отыскивая информацию и изучая законы и подзаконные акты (например, решить вопрос с субсидией).

Окончательное сужение круга

Как правило, после всех предыдущих шагов для детального рассмотрения остается только несколько профессий. Так что ребенку стоит еще раз тщательно пересмотреть их и выполнить более сложные задачи, найти профильные мастер-классы, интенсивы, стажировку, дольше попробовать себя в работе.

Важно оценивать не только результаты выполнения тех или иных задач, но и то, интересно ли ребенку работать с ними, готов ли он заниматься этим ежедневно.

Студенты
Студенты
Фото из открытых источников

Это долгий и непростой путь, но именно так у ребенка формируется понимание того, что ему подходит не в теории, а в реальной жизни.

Также портал информировал Новые льготы "Укрпочты": кто сможет снимать наличные деньги бесплатно .