Реформа старшей школы, которую сейчас активно продвигает Министерство образования и науки, все чаще вызывает не увлечение, а тревожные вопросы. Украинский образовательный эксперт Игорь Ликарчук сравнил ее с установкой современного двигателя от "Mercedes" в старенькие советские "Жигули" - эффектно на словах, но проблемно на практике.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяПо словам специалиста, МОН развернуло масштабную информационную кампанию вокруг идеи профильной школы: вебинары, презентации, поездки по регионам, громкие обещания. Однако сама апробация реформы происходит в пределах устаревшей фактически советской модели школы, которая не готова к новому содержанию образования. Именно это содержание и есть «новый двигатель», не имеющий соответствующей конструкции для нормальной работы.
Одной из ключевых проблем Ликарчук называет отсутствие четкого понимания, что такое академический и профессиональный лицей. В Украине до сих пор нет Типового положения о профильном учебном заведении, не определено, как оно должно функционировать, какой должна быть управленческая модель и педагогическая логика. При этом профильная школа – это не просто другой набор предметов или часов, а принципиально иная философия обучения.
Отдельная болезненная тема – кадровое обеспечение. За пять лет после старта реформы в университетах так и не появились образовательные программы по подготовке учителей для профильной школы. Отсутствуют профессиональные стандарты, непонятные требования к педагогам, их нагрузки и система оплаты труда. Вместе с тем, чиновники часто отвечают шаблонно: мол, будут работать «лучшие учителя». Но, отмечает эксперт, преподавание в профильной школе — это не подготовка к НМТ, а образование значительно более высокого содержательного и технологического уровня, что требует иного мировоззрения и подготовки.
Не менее сложная ситуация с учениками и родителями. Ликарчук предостерегает: когда станет ясно, что реформа — это не косметические изменения, а фактически три года учебы, начнется массовое разочарование. К этому прибавится и «образовательная миграция» — старшеклассники будут учиться не в школах рядом с домом, а в лицеях, которые могут находиться в другой части общины.
При этом до сих пор непонятно, как именно будут определять, кто идет в академический, а кто в профессиональный лицей. Какие критерии будут ключевыми – знания, компетентности, результаты оценки? Будут ли оценивать понимание процессов или формальное запоминание фактов — вопросы, на которые пока нет ответов.
Эксперт также обращает внимание на опасную логику, которая формируется вокруг реформы: новое содержание → новые программы → новые учебники → новые бюджетные средства. В таковой схеме учебник становится не результатом обмысленной модели школы, а стартом реформы. Подобные сценарии, напоминает Ликарчук, Украина уже проходила, и они завершались имитацией перемен и глубоким разочарованием.
Сейчас, по его словам, заметны только первые ростки родительского сопротивления. Но настоящее испытание начнется в 2027 году, когда реформу придется проверять не на презентациях, а в реальной жизни в школах, общинах и судьбах детей.
Напомним, родители не хотят сдавать деньги, дети - плачут: украинка подняла важную тему подарков в школах и детсадах
Ранее мы рассказывали, что 82% детей общаются на русском: среди школьников зафиксировали "откат" от украинского языка
Также, "Не умеют сказать, что думают": учащиеся средних классов испытывают серьезные проблемы с мышлением