Директора украинских учебных заведений обычно выполняют множество функций. Этот болезненный вопрос в своем блоге поднял Игорь Ликарчук, украинский образовательный деятель и эксдиректор Украинского центра оценивания качества образования.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Он поделился историей директора лицея в Киевской области, которая стремилась превратить свое учебное заведение в современную, безопасную и комфортную школу. По его словам, молодая директор начала работу с большим энтузиазмом. Она мечтала создать что-то для детей – не ради отчетов и формальностей, а действительно для учащихся. Каждая мелкая победа доставляла ей искреннюю радость: новый кабинет, отремонтированная стена или экономия средств в бюджете заведения. Самой же значимой победой стал ремонт укрытия, необходимого для безопасности учащихся во время воздушной тревоги. Отныне в случае угрозы школьники могли спуститься в теплый и оборудованный подвал, а не бежать прятаться за 300 метров до ближайшего маркета.
Сделали . Открыли. Радовались. Гордились.
А через две недели – проверка.
Аудит. Полиция. Следствие.
Подозрение в «завышенных объемах выполненных работ».
Виновата ли директор, подписавшая акты выполненных работ, не вникая в сущность? Да, виновата. И должно отвечать за это. Но я о другом.
Вся эта история – не о воровстве, а о системе, в которой директор школы может стать виновным в наивности.
Ибо он не бухгалтер, не строитель и не юрист. Он педагог.
И когда подписывает акт выполненных работ, он просто доверяет тем, кто должен разбираться в этом — специалистам, управленцам, подрядчикам. Но именно эта подпись становится для него петлей", - отметил Игорь Ликарчук.
Он отметил абсурдность ситуации: от директора школы требуют быть всеми одновременно – педагогом, психологом, кризисным менеджером, юристом, финансистом и даже фасадом общины – хотя система образования никак не готовит его к таким задачам. Вместо обучения реальным управленческим функциям, таким как анализ договоров или защита себя во время аудита, директора вынуждены усваивать написание приказов и осваивать поверхностную коммуникацию.
"И потому такие директора, как эта молодая энтузиастка, становятся жертвами двух систем одновременно: педагогической, ожидающей от них чуда, и государственной, которая за любое чудо требует отчета в трех экземплярах и с «мокрой печатью».
Инициатива превращается в риск. Ответственность – подозрение.
Оказывается, самое опасное в школе – не дрон и не ракета .
Самое опасное – подпись под актом выполненных работ.
Ибо от него может начаться следствие.
И чувство вины – даже у того, кто просто хотел сделать детям лучше", - подчеркнул педагог .
По его мнению, необходимо лишить директоров школ обязанностей, не имеющих ничего общего с педагогикой. Ремонты, жизнеобеспечение заведения и администрирование финансов – все это должно отойти в специально созданные центры ресурсного обеспечения. Таким образом, чиновники и другие управленческие структуры вместо того, чтобы усложнять жизнь педагогов, наконец перейдут от формальной функции к практической помощи. В таких центрах будут работать инженеры, бухгалтеры и технические специалисты, которые возьмут на себя все хозяйственные вопросы и содержание образовательных учреждений.
Такая реформа системы позволит директору сфокусироваться исключительно на образовательном процессе — не готовить школу к новому учебному году или отопительному сезону, а принимать уже готовое к работе заведение после летних ремонтов.
"Знаю , что это будет не скоро. Если будет вообще. Хотя во многих странах мира есть именно так.
Поэтому говорил и говорю директорам школ. Всегда имейте смелость сказать «нет».
Никакие уговоры, угрозы и даже апелляции к «детям» не могут быть основанием для подписания такого документа.
Потом вас не защитит никто и никогда. Система сделает вид, что вас не знала.
Потому что в нашем образовании у инициативы часто краткая инструкция: сначала действовать – потом объяснять, почему виноват.
Мне стало очень жаль этого директора. Она хотела улучшить. Как педагог. И это явилось ее ошибкой. Признавать это – дико. Но это факт.
Знаю, что ее ждет. Еще до суда назовут ворюгой и коррупционершей. Только не знаю, для чего и почему?» - подытожил Игорь Ликарчук.
Ранее портал Знай писал, что педагог объяснила важное правило в школах.
Кроме того, мы сообщали, что учительница дала ученикам "три жизни": родители раскритиковали новый метод.
Также портал информировал, что студентам вернут расходы на обучение: нужно успеть до конца года.